Говоря о происхождении бильярдной игры, невозможно точно установить время ее появления. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия, по утверждению одних- Индия, по мнению других - Китай. Однако в европейских странах еще до их появления принципы современной бильярдной игры уже были заложены в некоторых играх.
http://bilayrd.ru/img/sticks.jpg
http://bilayrd.ru/img/123_ball.jpg
Например, в народной немецкой игре Balkespiel, существовавшей в Германии еще в средние века, употреблялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок старался загнать каменный шар противника при помощи дубинки. В Англии примерно в те же годы была распространена игра Pall-Mallspill, в которой игроки на твердо утрамбованной земляной площадке играли несколькими шарами, стараясь прокатить их (по определенным правилами) через ворота. В середине ХV в. многие игры из садовых превратились в комнатные, что очень сильно сказалось на дальнейшем их развитии.

У первых бильярдных столов было много технических несовершенств. Так, борта не были упруги и шары, ударяясь о них, не отражались, грубыми киями- дубинками невозможно было придать шару боковое вращение, доска, по которой катались шары, была не очень ровной и твердой, игра выглядела весьма примитивной.

В дальнейшем, начиная с конца XVI столетия, происходит усовершенствование бильярда. Простые дыры (лузы) в бортах оборудуются сетчатыми карманами, причем число луз последовательно уменьшается до шести. Борта стола подбиваются шерстью, а позднее окантовываются резиной, что сделало их более упругими и позволило лучше отражать шары. Бильярдные доски обрабатывались более тщательно. Причем как доски, так и борта начали обтягивать сукном. Постепенно короткая палка уступила место длинному кию, игра принимает совсем иной характер и интерес к бильярду резко возрастает.

Совершенствование бильярдного стола затронуло и его форму. Квадратный, потом шести-,восьмиугольный и даже круглый стол в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму,в которой, независимо от величины бильярда, сохраняется строгая пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины. Оказалось, что такая четырехугольная форма, состоящая из двух квадратов, имеет перед другими формами ряд следующих существенных преимуществ: представлялось возможным расположить на равном друг от друга расстоянии шесть луз, то есть наиболее целесообразное их количество, так как всякое другое число луз чересчур упрощает или, наоборот, усложняет игру во время игры стало возможным достать с длинных бортов любой шар, находящийся в средней части стола отраженные от бортов шары приводятся к простейшим четырем видам ударов ( от одного , двух, трех, и четырех бортов) наряду с сыгрыванием шаров в лузы находит широкое применение отыгрыш, получался достаточный простор для ударов при покладке шаров через весь бильярд. Изменялись и размеры бильярдных столов. Опыт и практика показали, что наиболее интересная игра может быть только на большом бильярде.

Появление бильярда в России связано с именем Петра Первого. Он познакомился с бильярдной игрой за границей и по возвращении приказал сделать бильярд для своего развлечения. По его примеру богатые вельможи завели себе бильярды не только в Петербурге, но и во всех своих усадьбах. Отсюда они со временем распространились по трактирам и клубам, и к 1812 году бильярд приобрел широкую известность в самых различных кругах общества.

С самого начала в России получил развитие свой характерный тип бильярдных игр, известный в настоящее время как «Русский бильярд». Русские игроки отдали предпочтение строгим бильярдным столам, на которых шары могли падать только при очень верном ударе. Руководствуясь пожеланиями лучших бильярдистов того времени, известный петербургский фабрикант и игрок А.Фрейберг, которого по праву можно назвать отцом русского бильярда, в 1850 году начал выпускать бильярдные столы нового типа, так называемые фрейберговские бильярды, основные черты которых сохранились до наших дней.

Фрейберг, по свидетельству Лемана, обладал большим талантом. Он интуитивно понимал, к чему нужно стремиться, чтобы игра приобрела характерный для русского бильярда рисунок. Русский фрейберговский бильярдный стол — это стол со строгими, выдающимися из бортов лузами и бортами средней упругости. Шар падает в лузу лишь при безукоризненном ударе. Фрейберг первым в России стал ставить на бильярд вместо деревянных досок аспидные плиты, определил оптимальный профиль борта, сократил длину устья лузы, установил оптимальную ширину лузы (74—76 мм) и наилучший размер шаров (68—70 мм). По его лекалам резались лузы на всех бильярдных фабриках России, которых насчитывалось по меньшей мере пять.

Отличительной особенностью современных русских бильярдных столов является невозможность сыгрывания бортовых прицельных шаров вдоль борта в угол, что накладывает отпечаток на всю стратегию и тактику игры. Это обстоятельство приводит к существованию на бильярдном столе очень многих мертвых зон, откуда нельзя сыграть прицельный шар прямым ударом в угол. Строгость русского стола определила и соответствующий набор бильярдных игр. В настоящее время бильярдные соревнования проводятся по следующим разновидностям: «Русская пирамида», «Московская пирамида» и «Американка». Они взаимно дополняют друг друга.

Классическая «Русская пирамида» в ее современном варианте исторически появилась первой из современных русских спортивных бильярдных игр. Ее появление и распространение в России, по свидетельству А. Лемана, произошло в восьмидесятых годах прошлого века. В «Русской пирамиде» особенно сильно сказывается наличие многочисленных мертвых зон, поэтому она располагает к неторопливой и тонкой позиционной игре с многочисленными отыгрышами и наигрышами. В последнее время молодежь отдает предпочтение «Американке» и «Московской пирамиде».

Появление и распространение «Американки» произошло, по-видимому, в двадцатые и тридцатые годы. Еще до войны было проведено первенство Москвы. «Американка» — это идеальная игра для отработки хорошей кладки. Зарождение «Московской пирамиды» относится к началу шестидесятых годов. В настоящее время она завоевала наибольшую популярность среди мастеров и любителей. «Московская пирамида» открывает неограниченные возможности для совершенствования техники контроля и управления битком. Особенно большое впечатление на зрителей производят такие уникальные технические приемы, как спуск волчка вдоль борта в угловую лузу, самые разнообразные оттяжки с сильной боковой подкруткой битка. Ее позиционные возможности неисчерпаемы.